МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Московская область, г.Ступино, ул. Андропова , владение 95.
тел. 8 (496)642-30-60

Рабочая программа

 Программа по художественно-эстетическому развитию

 

                      для детей 6-7 лет.

 

«Воспитание у детей любви к классическому наследию

через синтез искусств: живопись, поэзию, музыку.»

 

                      Срок реализации – 1 год.

 

 

 

                                                                                      Составила:

                                                                         Жукова Елена Владимировна

                                                                         Музыкальный руководитель

                                                                         МДОУ д/с 26 «Реченька»

 

 

                           

 

 

 

 

 

                          г.Ступино  Московской области

                                        2013 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Пояснительная записка

 

1.Направленность образовательной программы.

 

Работа по программе «СИНТЕЗ»- авторы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан,-  предусматривает проведение

специальных занятий по слушанию музыки, в основе которых

интеграция различных видов искусства и различных видов художественной деятельности детей.

 

2.Причины создания образовательной программы.

 

Ребенка нужно учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе,

в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми,

их поступках, взглядах, суждениях.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко

ребенку дошкольного возраста. Но лучше всего объединить различные виды искусств, чтобы одновременно включить все

анализаторы – зрительные. слуховые, осязательные, тактильно-двигательные

 

3 Новизна.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Высокий

Познавательный уровень старших дошкольников обусловливает

формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности /игровой, изобразительной, речевой и др./

 

4 Актуальность.

 

Через восприятие литературы, музыки, живописи происходит гуманизация личности ребенка. Понимая гуманные отношения,

он  пытается перенести их на собственные отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их печали и радости,

но самое главное – он учится сопереживанию.

Воспитание у детей творческого восприятия  природы пробуждает у них способность чувствовать гармонию и красоту.

Дети чутки к красоте, они не всегда осознают увиденное, не могут выделить характерное. Помочь им могут литературные и музыкальные произведения. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь!

Практика показала, что от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне, композитор в своем произведении, писатель или поэт – и с чем впервые соприкоснется дошкольник, чему удивится и чем восхитится он –

все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к искусству, как источнику познания мира.  

 

 

5 Развитие речи

 

Особое место отводится развитию речи. Ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Приобщая ребенка к искусству, отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной

речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит

как бы спад выразительности речи.  Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь рационального логического мышления. На занятиях широко использую средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей : добрый, гуманный, человечный,. отважный, мужественный и др.

Необходимо развивать внутреннюю речь. Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.

 

 

 

6 Цель образовательной программы.

 

Программа «СИНТЕЗ»  ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей и имеет широкий образовательный аспект.

Её содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. Музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. Произведения изобразительного искусства и художественной литературы, подобранные с учётом стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыки, помогают детям понять и пережить музыкальный образ

 

7. Задачи образовательной программы

 

1.Создавать условия для развития  личности ребенка и реализации

   его «Я».

 

 

2.Приобщать его к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным а произведениях разных видов искусств.

 

3.Помогать ребенку понимать своеобразие и единство «языка»

   разных видов искусств.

 

4.Развивать интеллект и речь ребенка.

 

5.Развивать его эмоциональную сферу и культуру чувств, научить

  понимать эмоции других  людей и адекватно на них реагировать.

 

6.Формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками и воспитывать культуру общения.

 

 

8. Основные принципы построения работы

 

1.Тщательно отбирать художественный материал, обусловленный возрастными возможностями детей.

 

2.На базе ознакомления с искусством, решать различные воспитательно-образовательные задачи, развивать психические процессы, речь, память, внимание, мышление, воображение.

 

3.Активно включать детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую. Речевую.

 

4.Индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывать его склонности, уровень развития.

 

5.Бережно и уважительно относиться к детскому творчеству.

 

 

9. Возраст детей

 

 Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста  6-7 лет.

 

 

10. Сроки реализации программы

 

Программа рассчитана на один год. Общее количество занятий  36.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исключение составляют недели,

когда проводятся праздничные утренники и в зимние каникулы.

 

 

11. Прогнозируемые результаты.

 

Дети более осмысленно слушают и анализируют музыкальные произведения, художественные произведения, сравнивают, находят общее. У детей имеются знания о выдающихся композиторах, художниках., писателях, поэтах, чье творчество им доступно.

 

 

12.Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

 

 

Способы проведения проверки – контрольно-диагностические задания, которые проводятся  3 раза в год : сентябрь,. январь, май..

 

 

 

Календарно-тематический план.

 

тема

 Методические приемы

Количество занятий

1

Краски осени

Сентябрь

Экскурсия в парк. Наблюдения за природными явлениями.

Чтение стихотв. Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

1 занятие

 

 

2

 

Рассматривание репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень»

Восприятие музыки «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, беседа.

Чтение стих. А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

1 занятие

 

3

 

Рассматривание репр. картины

И.Левитана «Золотая осень»

Стихи Ф.Тютчева, А.С.Пушкина,

Восприятие музыки «Осенняя песнь»

П.И.Чайковского  в оркестровом и фортепианном исполнении.

1 занятие

 

 

 

4

 

Рассматривание репродукции картины В.Поленова «Золотая осень»,

Чтение стих. А.Пушкина, Ф.Тютчева,

М.Исаковского.

Восприятие музыки С.Прокофьев «Фея Осени» из балета «Золушка»

Танцевальный этюд.

1 занятие

 

5

 

Октябрь

Экскурсия в картинную галерею «Ника»

1 занятие

 

6

 

Рассматривание 3-х репродукций «Золотая осень» Левитана,  Остроухова,  «Цветы и плоды» Хруцкого, беседа.

Восприятие музыки: цикл «Времена года» Вивальди – «Осень»;

Чайковский «Осенняя песнь»;

Исполнение песни О.Девочкиной «Кто сказал, что осень – грустная пора?»; Т.Попатенко «Листопад».

1 занятие

 

7

 

Восприятие музыки цикл «Времена года» - Чайковский, Вивальди

Рисование на тему «Краски осени»

1 занятие

 

8

 

Осенний праздник «Короли красок»

1 занятие

 

9

 

Интегрированное занятие  «Трагический сюжет в литературе, музыке, поэзии»

 

1 занятие

 

10

П.И.Чайковский

Ноябрь

Природа вечна и бесконечна

«Детский альбом» - «Утреннее размышление»;

Рассматривание репр. карт. И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Ст-е А.Усачева «Утром в сосновом бору»

1 занятие

 

 

11

 

«Музыка народов мира»

П.И.Чайковский

«Итальянская песенка»;

«Старинная французская песенка»

«Неаполитанская песенка»

Рассматривание репр. картин И.Айвазовского:

«Итальянский пейзаж. Вечером»

«Неаполитанский залив утром».

1 занятие

 

12

 

«Жил-был кукольник»

Занятие по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского

1 занятие

 

13

 

«Чайковского повсюду знают»

Праздник для старших детей с приглашение учащихся Детской музыкальной школы.

1 занятие

 

14

зима

Декабрь

Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе.

Чтение «Мороз-воевода» Некрасова

1 занятие

 

15

 

Готовимся к празднику

картина И.Шишкина «На севере диком»;

Восприятие музыки «Дед Мороз» Р.Шумана

«Мороз-воевода» Н.Некрасов

1 занятие

 

 

16

 

Музыкальное оформление русской народной сказки «Морозко»

1 занятие

 

17

 

Новогодняя ёлка

1 занятие

 

18

 

Январь

П.И.Чайковский.  «Щелкунчик»

Просмотр видеофильма.

Беседа.

1 занятие

 

19

 

Восприятие музыки. Цикл «Времена года» - зима- Вивальди; Чайковский

«Январь.У камелька»

Чтение стихотворений о зиме.

Исполнение песен о зиме.

1 занятие

 

 

20

 

Рассматривание репродукции картины

Б.М.Кустодиева «Масленица».

Чтение стихотворений о зиме

Оркестр детских музыкальных инструментов «Камаринская» П.И.Чайковского

1 занятие

 

21

Портретная живопись

Рассматривание репрод. картины В.Боровиковского «Графиня Лопухина», Ст-е Я.Полонского

Восприятие музыки «Сладкая грёза» П.Чайковского

1 занятие

 

22

 

Февраль                          Рассматривание репродукции  картины И.Крамского «Неизвестная»

Ст-е Л.Рубальской «Прекрасная дама»

Восприятие  музыки - А.Грибоедов «Вальс».

1 занятие

 

23

Сказка в музыке

Сказка  ложь, да в ней намек

Рассматривание репродукции картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

«Нянина сказка» П.Чайковского

«В пещере горного короля» Э.Грига

1 занятие

 

 

24

 

Репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря»; рассматривание, беседа.

«Рассвет на Москве-реке» Мусоргского – восприятие,

Чтение отрывка из сказки «О царе Салтане» А.Пушкина

1 занятие

25

 

День защитника Отечества.

1 занятие

 

 

26

Сиротство

Март

Рассматривание репродукции картины «Аленушка» В.Васнецова.

Чтение сказки С.Есениа «Сиротка»

Восприятие «Бедный сиротка» Р.Шумана

1 занятие

 

 

27

 

Рассматривание репродукции картины Маковского «Свидание»;

Чтение отрывка рассказа «Ванька» А.Чехова;

Восприятие «Бедный сиротка» Р.Шумана

Рисование «Подарок для сиротки»

 

1 занятие

 

 

28

весна

Экскурсия, наблюдения за сезонными изменениями.

Знакомые стихи о весне, исполнение любимых песен о весне.Восприятие «Песня жаворонка»

П.И.Чайковского

Репродукция картины И.Левитана «Март»

Стихи о весне.

1 занятие

 

29

 

Восприятие «Песня жаворонка»

П.И.Чайковского

Репродукция картины И.Левитана «Март»

Стихи о весне.

 

 

30

 

 

Апрель

Рассматривание репродукции картины И.Левитан «Весна-большая вода»

Восприятие музыки  «Подснежник»

П.И.Чайковского,

«Песня жаворонка» М.Глинки

 

1 занятие

 

31

 

Экскурсия в картинную галерею «Ника».

«Весенние пейзажи, натюрморты»

1 занятие

32

 

Концерт учащихся Детской музыкальной школы.

1 занятие

33

 

«Рисуем музыку весны»

Восприятие – «Подснежник» Чайковского;

«Песня жаворонка» М.Глинки

1 занятие

 

 

34

 

 

Май

Выставка рисунков, выполненных в течение года. Рассматривание, выбор лучших работ. Слушаем музыку по заявкам победителей.

 

1 занятие

35

 

Рассматривание репродукции картины В.Поленова «Московский дворик»,

Восприятие – «Сладкая греза» П.Чайковского

1 занятие

 

36

 

 Просмотр видеофильма «Лебединое озеро» П.И.Чайковский

1 занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1989.

2.Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., Просвещение, 1991.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.

4.Куревина О.А., Селезнева Г.Е., Путешествие в прекрасное. М., Баллас, 1999.

5.Куревина О.А. Синтез искусств. М., Линка-Пресс, 2003.

6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. С-Пт., Акцидент, 1996.

7. Радынова О.П. Слушаем музыку. М., Просвещение, 1990.

8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1989.

9. Чумичёва Р.М. Дошкольникам о живописи. М., Просвещение, 1992.

10. Борисова Н., Асташкин В. Новый подход в проведении занятий ж. «Дошкольное воспитание», №4,1990.

11. Иванова Э. Об искусстве – малышам. Ж. «Дошкольное воспитание» №12, 1989.

12.Комарова Т.С. О взаимосвязи искусства в эстетическом воспитании детей. Ж. «Дошкольное воспитание» №5, 1995.

13.Краснова Н.В. Беседы по искусству. Ж. «Дошкольное воспитание, №7, 1992.

14. Чумичёва Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Ж. «Дошкольное воспитание», №4, 1995.

15. Ж. «Музыкальный руководитель», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004-2006.

 

 

 

Репродукции картин, используемые в работе с детьми.

 

-И.Остроухов «Золотая осень»

- И.Левитан «Золотая осень»

- В.Поленов «Золотая осень», «Московский дворик»

- И.Бродский  «Опавшие листья»

- И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком»

- В.Васнецов «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»

- А.Мыльников «Верочка»

- Т.Яблонская «Утро»

- И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт»

- В.Стожаров «Лён»

- А.Пластов «Сенокос», «Первый снег»

- И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода».

- В.Бакшеев «Голубая весна»

- А.Саврасов «Грачи прилетели»

- К.Максимов «Сосновый бор»

- В.Маковский «Свидание»

- Богданов-Бельский «У дверей школы»

- М.Врубель «Царевна-Лебедь»

- К.Брюллов «Всадница»

- И.Айвазовский «Девятый вал», «Вид Леандровой башни»

- И.Крамской «Неизвестная»

- В.Тропинин «Кружевница»

- В.Боровиковский «Портрет графини М.И. Лопухиной»

- Б. Смирнов- Русицкий «Слобода берендеев»

 

 

 

Дидактические игры.

 

1. «Угадай колорит картины»- закрепить понятие – холодный и теплый колорит.

 

2. «Настроение в искусстве» - дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов в литературе, музыке, живописи.

 

3. «Краски радуги»- краски живут в «разноцветной стране».

 

4. «Цветик-семицветик» - раздаточный материал. Выложить лепестки цветка в последовательности цветов радуги.

 

5. «Теплый тон, холодный тон» - раздаточный материал- карточки различного цвета. Закрепить понятие – теплый тон, холодный тон.

 

6. «Грустно-весело» - отгадать настроение по мимике – раздаточный материал – карточки.

 

 

 

Фонотека:

 

Коллекция  «Великие композиторы».  22 диска

Уникальная коллекция «Комсомольской правды»

П.И.Чайковский; А. Вивальди; Ф.Мендельсон; Д.Верди;

Музыка семейства Штраусов; С.Танеев; Р.Вагнер; Ф.Шопен; М.Мусоргский; М.Глинка; А.Лядов; И.С.Бах; В.А.Моцарт;  Э.Григ; Р.Шуман; Д.Россини; Ж.Бизе; М.Равель; Н.Паганини; А.Бородин;  Н.Римский-Корсаков;  А.Дворжак

 

 

 

 

 

Коллекция детских книг для детей, издательство Белый город:

 

  Серия   «Сказки о художниках»;

Павел Третьяков – Как родилась Третьяковская галерея

К Маковский –Сказка о красивом художнике;

З.Серебрякова – Сказка о серебряном ветре;

В.Серов  - Сказка о правдивом художнике;

В.Тропинин – Сказка о московском художнике;

В.Перов -  Сказка о художнике и волшебном альбоме;

В.Суриков – Сказка о возвращенном времени;

В.Поленов – Сказка о художнике и ангеле;

И.Айвазовский – Сказка о волне и художнике;

И.Айвазовский – Сказка о художнике и волшебной птице;

В.Васнецов – Сказка о сказочнике;

А.Васнецов – Сказка о художнике, который искал себя;

В.Верещагин – Сказка о художнике, который объехал весь мир;

А.Венецианов – Сказка о художнике и домовом;

А.Иванов – Сказка о художнике и его главной картине;

И.Шишкин – Сказка о лесном художнике;

И.Левитан – Сказка о грустном художнике.

 

Энциклопедия живописи для детей:

100 русских художников – издательство Белый город

Пейзаж

Сказка в русской живописи.

 

  Серия   «Русская поэзия» - издательство Белый город

 

А.К.Толстой «О, отпусти меня снова, Создатель, на землю»..

Ф.И.Тютчев «Впусти меня! – Я верю, Боже мой!»

Н.А.Некрасов «Всюду родимую Русь узнаю!»

А.Н.Майков «Кругом царила жизнь и радость…»

И.Никитин «Это ты, моя Русь державная…»

М.Ю Лермонтов «Белеет парус одинокий…»

К.К.Романов «И неземного восхищенья полна душа»

А.А.Фет «Целый мир…»